[ad] Empty ad slot (#6)!

wordpress themes.

ЗАЗ-965 «Запорожец»: «горбатый», я сказал «горбатый»!

ЗАЗ-965 «Запорожец»: «горбатый», я сказал «горбатый»!

В своё время, да что там, и сегодня эту маленькую машинку наперебой ругали все: от «пролетариев-владельцев» до трудовой интеллигенции. Мол, слабенький мотор, который к тому же постоянно перегревается, маленькое пространство салона и багажника, который почти весь оккупировали бензобак и запаска, шумоизоляция и т. д. Всё это было справедливо и нареканий не вызывало, поэтому говорить про «Запорожец» плохо стало признаком хорошего тона.

Однако для своего времени это была довольно современная и неплохая машина, а все её огрехи оправдывали низкая цена, которая была самой низкой для легкового советского автомобиля вплоть до конца выпуска. Изначально «Запорожец» стоил восемнадцать тысяч целковых, а после денежной реформы тысячу восемьсот. Именно благодаря «Запорожцу» многие советские семьи узнали, что такое иметь собственный автомобиль, даже если он маленький и несколько неказистый. В этом и была прелесть и историческая значимость «горбатого».

В пятидесятых мир захватила идея «народного автомобиля», прежде всего выражавшаяся в микролитражном производстве. Автомобилестроителям того времени казалось, что уменьшение общего объёма является самым простым способом создания простого и дешёвого авто. В каком-то смысле это было справедливо, однако это несло за собой некоторые подводные камни. Например, уменьшение всего объема требовало и уменьшение всех узлов, которые было бы невозможно «вписать» от уже серийных машин. С точки зрения плановой экономики это был очевидный минус, что, правда, никак не помешало западным маркам воплотить конструкцию микролитражки в своих творениях.

Среди них легендарный «жук» фирмы Volkswagen, название которой так и переводится — «народный автомобиль», и Fiat-600. В своё время это были настоящие хиты продаж и породили множество подражаний (особенно в странах «народной демократии»). Это и легендарный восточногерманский Trabant, и югославская Zastava и иные. Загорелся идей такой машины и Советский Союз. Поручена разработка была МЗМА, у которого как раз освободилась часть производственных мощностей. В качестве прототипа был взят Fiat-600. От него были взяты лишь общие принципы строения некоторых узлов, а именно кузова, рулевого управления, трансмиссии, а также конструкции независимой (!) задней пружинной подвески и передней на одной поперечной рессоре (кстати, как на известной «полуторке» ГАЗ-АА). Проекту был присвоен индекс Москвич-444.

Конструкция итальянской микролитражки чуть адаптировали к нашим условиям за счёт использования 13-дюймовых колёс, что потребовало перепланировки компоновки кузова из-за увеличения ниш арок. Особой проблемой стал двигатель. Изначально таковой использовался оппозитный производства Ирбитского мотоциклетного завода, имевший индекс МД-65. Однако он был откровенно слабоват даже для такой машины, какой был Москвич-444, поэтому решено было создавать другой агрегат.

Но это требовало времени, посему в качестве временной меры было решено использовать двигатель от немецкой микролитражки BMW-600. Его картер был меньше, что позволило отказаться от колёсного редуктора, что вкупе с отказом от карданной передачи и остальных обычных легковых «особенностей» помогло существенно увеличить внутреннее пространство салона и уменьшить общую массу. По этой же причине была изменена передняя подвеска, напоминавшая таковую у Volkswagen. Теперь она покоилась на двух продольных рессорах с пластинчатыми торсионами.

Вскоре производство будущих микролитражек решено было перенести в Запорожье на завод «Коммунар», до этого выпускавший комбайны. Благодаря этому в 1959 году в столицу прибывают инженеры из Запорожья, совместно с которыми происходят заключительные доработки. Из них снова изменён был двигатель. В качестве такого был взят экспериментальный агрегат НАМИ, имевший редкую для четырёхцилиндровых агрегатов V-образную компоновку. В нём также нашло своё применение оригинальное решение объединить КПП, дифференциалы и главную передачу в единый блок, освободив дополнительное пространство в багажнике (то есть под капотом). В это время Москвич-444 окончательно становится ЗАЗ-965 и получает гордое имя «Запорожец». Его выпуск начался уже в 1960 году.

Крайне интересны и общие особенности «Запорожца». Из них можно назвать высокую проходимость, что немного неожиданно для автомобиля этого класса. Её обеспечивали относительно большие без дисковые колёса с колпаком — фамильная черта последующих машин семейства, высокая загруженность ведущего моста и довольно гладкое днище. А маленькая масса позволяла вытолкнуть «Запор» из любых болот, хоть в которых он застревал достаточно редко. Самобытен и кузов, а именно характерный выступ сзади, за который ЗАЗ-965 и получил кличку «горбатый».

Из-за открывания дверей против хода дверные ручки располагались спереди, а не сзади, а петли вообще торчали наружу. Известны и маленькие задние фонарики, характерные округлые формы кузова и, конечно же, знаменитые «жабры» или «щётки Вассермана». Из-за хронического перегрева двигателя, имевшего также небольшой ресурс, конструктор Вассерман как раз и предложил в качестве дополнительного охлаждения эти самые «жабры». Вообще же таковых особенностей достаточно много, поэтому оставим их описание на потом.

Имел «Запорожец» и свои модификации, среди которых экспортная версия «Ялта», различные инвалидные версии, имевшие общий индекс ЗАЗ-965Б, и некоторые другие. Пережил первый «Запор» и одну модернизацию, связанную в основном с изменениями экстерьера. Обновлённая машина стала называться ЗАЗ-965А.

Итак, ЗАЗ-965 выпускался с 1960 по 1969 годы. В целом, это была достаточно современная и даже прогрессивная (!) машина, а все его недостатки лихо покрывались проходимостью, несложной эксплуатацией, и, конечно же, низкой ценой.

ЗАЗ-965 «Запорожец»: «горбатый», я сказал «горбатый»!

 

Новости от автоледи

 

Авто Сударыня в помощь автомобилистам

 

Возможно вам будет интересно:

 

Уходящая легенда Советов – ЗАЗ Таврия

 

 

 

 

История автомобилестроения: Москвич-2141 первый и последний

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите изображенное на картинке число *