[ad] Empty ad slot (#6)!

wordpress themes.

ЗИМ/ГАЗ-12: легенда из прошлого

 ЗИМ/ГАЗ-12: легенда из прошлого

В своё время этот автомобиль был одним из символов роскоши и достатка, причём не только партийной номенклатуры, коими он в основном использовался. «ЗИМ» полагался также некоторым высшим армейским чинам, крупным представителям творческой интеллигенции и т.п. Поэтому этот автомобиль, как бы сейчас сказали бизнес-класса, находился в негласной «табели о рангах» посередине между «флагманским» ЗИС-110 и «плебейской «Победой» ГАЗ-20. К тому же на этой машине нашли применение такие решения, которые раньше казались в их отношении чем-то немыслимым, фантастическим, как, например несущий кузов для такой огромной машины. Так каким же был «ЗИМ» на самом деле попытаемся рассказать в этой статье.

К концу 1940-х Советский Союз, пожалуй, всё же смог оправиться от последствий Великой Отечественной войны, поэтому все сферы человеческой деятельности начали восстанавливаться вместе с экономикой. Окончание войны дало также импульс для развития и автомобильной промышленности. Причём в то время основным видом транспорта считался именно служебный, в то время как частный отходил в сторону. Ещё одним важным явлением стало активное развитие бюрократии, что находило отражение и в партийной структуре.

Все эти причины и стали определяющими в появлении такого автомобиля, как ЗИМ. Поэтому весной 1948 конструкторскому коллективу было поручено техническое задание разработать служебный автомобиль повышенной комфортности, причём сроки давались совершенно фантастические – двадцать девять месяцев! Сказать, что это было мало, значит, ничего не сказать. Но всё равно творческий коллектив во главе с талантливейшим конструктором А. А. Липгартом принялся за работу.

Главное в работе над новым автомобилем это всегда двигатель, который является его самой сложной и важной частью, тем более в случае будущего персонального авто, неотъемлемой частью которого должна быть динамика. Однако создать новый силовой агрегат в отведённое время было просто невозможно, поэтому было решено взять тогда самый мощный горьковский мотор от грузовика ГАЗ-51, имевший индекс «ГАЗ-11». Однако длинный ЗИМ с этим мотором имел неудовлетворительные ходовые качества, что даже не улучшала форсировка, выдававшая всеми «правдами и неправдами» чуть больше девяноста «лошадей». Тогда это стало настоящей проблемой, и Липгарт принимает по-настоящему эпохальное решение сделать конструкцию, как в случае и с «Победой», безрамной или несущей. Тогда для такого автомобиля это казалось абсурдом, но это был наилучший выход из ситуации. Интересной особенностью можно считать также наличие гидромуфты сцепления, позволявшей плавно переключать передачи или достигать высокой скорости на маленькой передаче. 

Как в случае и с остальной продукцией Горьковского автозавода того времени, экстерьер/интерьер был сделан в лучших традициях американской моды тех лет. К тому же не стоит забывать, что ЗИМ предназначался для средней номенклатуры, поэтому машина получилась массивной, монументальной и строгой. Однако при этом она не была лишена изысканности и элегантности, сделавшей её довольно красивой. Однако образ этого автомобиля весь заключён в мелочах, о которых стоит непременно упомянуть.

При беглом осмотре передка сразу бросается в глаза массивная хромированная облицовка радиатора с прямоугольной разлиновкой, верхнюю часть которой венчает оригинальная эмблема с оленем на червленом поле (впервые появилась именно на ЗИМе) и характерным шпилем кремлёвской башни с красной звездой на вершине. Чтобы сделать образ машины более стремительным, на капоте присутствует флажок также с бегущим оленем, а сам капот имеет оригинальную конструкцию, благодаря которой его можно было открывать и вправо, и влево или вообще снять. Интересна также и сама покатая форма внешних кузовных элементов, делающих облик авто более гармоничным, к тому же для увеличения обзорности здесь присутствует третий ряд боковых окон, что также было новшеством. Непривычны сегодня и задние двери, открывавшиеся против хода – считалось, что так было удобнее. 

Но, пожалуй, главное здесь то, что скрыто внутри – это салон. Даже сегодня он поражает своей элегантностью. Чего стоит только окраска приборной панели, имитирующей натуральное дерево, круглые механические часы, ставшие уже классикой, и массивный старинный радиоприёмник. Уютно здесь везде, особенно на заднем диване, рассчитанном формально на двоих, но при желании там могли разместиться и все трое. Также присутствуют здесь подлокотники, пепельницы, вставки под дерево… Но есть и непривычные вещи, такие как страпонтены или маленькие кресла, размещённые, судя по всему, для «прислуги»…

Характер автомобиля чувствуется во всём, даже в названии. Раньше ГАЗ именовался Заводом имени Молотова, но машины обычно называли просто «Молотовец», но в виду особого статуса этой машины ей решили дать более полноценное название «ЗИМ» и индекс «12». Однако после опалы Молотова автомобилю в 1957 дали более привычное название «ГАЗ-12» и все прежние надписи были поспешно убраны. Интересно и то, что ЗИМ свободно продавался частным лицам, однако цена его составляла тогда запредельные сорок тысяч рублей при стоимости «401-го Москвича» девять тысяч. Помимо служебной жизни у ГАЗ-12 имелось и множество модификации, основные из которых «санитарка» ГАЗ-12Б, фаэтон, в серию из-за недостаточной жёсткости так и не пошедший, катафалки и даже железнодорожные автомотрисы!

Таким образом, ЗИМ/ГАЗ-12 выпускался почти десятилетие – с 1950 по 1959 (ГАЗ-12Б до 1960). Последний экземпляр был сделан в необычной двухцветной красно-бежевой раскраске с наличием элементов, характерных больше «ЗИМам», чем «ГАЗам». Так вместе с эпохой Сталина вскоре закончилась и эпоха «ЗИМа», начавшаяся именно при нём или даже благодаря нему.

 ЗИМ/ГАЗ-12: легенда из прошлого

 

Новости от автоледи

 

Авто Сударыня в помощь женщинам автомобилистам

 

Возможно вам будет интересно:

 

ВАЗ-2103 «Жигули»: «люкс» по-советски

 

 

 

 

 

Волга, Волга: автомобиль мечты советского человека

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите изображенное на картинке число *