[ad] Empty ad slot (#6)!

wordpress themes.

Волга, Волга: автомобиль мечты советского человека

Волга, Волга: автомобиль мечты советского человека

Легковые автомобили СССР не блистали разнообразием. Каждый мальчишка в стране знал, что машины бывают всего трёх видов: «Москвич», «Запорожец» и «Волга». По крайней мере, так было до появления в 1970 году легендарной «копейки» – ВАЗ-2101. А тогда, в 60-е годы пределом мечтаний был новый телевизор, холодильник и белая «Волга» ГАЗ-21.

После Великой Отечественной войны советская экономика восстановилась и стабилизировалась примерно ко второй половине 50-х. Средний уровень жизни населения заметно вырос. Теперь последняя копейка не уходила на пропитание, часть денег оставалась. Развивалась промышленность, в том числе и автомобильная. Машинами, доступными для частников в то время были Москвичи 1 и 2 поколения, «горбатый» Запорожец, «Победа» ГАЗ-20. Но хотелось чего-то более престижного, выделяющегося.

Начавшееся гонка вооружений и культурное противостояние между СССР и США ещё более усугубило это желание – хотелось показать, что и Советский Союз умеет выпускать хорошие, надёжные, наконец-то красивые автомобили. Задача сделать такой автомобиль была поставлена перед Горьковским Автомобильным Заводом. Проект был поручен уже хорошо зарекомендовавшему себя художнику Льву Еремееву. Сначала хотели обойтись рейстайлингом «Победы» ГАЗ-20, однако осознав, что такой вариант явно ведёт в тупик, от него отказались. Решено было разрабатывать новую машину с нуля.

Серийное производство было готово уже в 1956(1957) году. Новую легковушку нарекли «Волга», в честь великой реки, на которой и находился Нижний Новгород. Автомобиль для своего времени получился современным и, пожалуй, одним из самых удачных за всю историю автопрома СССР. Новую машину по достоинству оценили многие: её активно использовали такси и государственные учреждения из-за её высокой надёжности, чиновники благодаря её солидности и комфортабельности, передовики производств, деятели культуры и науки, в общем, все, у кого на руках были заветные 5100 рублей.

«Волгу» неплохо покупали за рубежом, причём не только в странах СЭВ и ОВД, как можно сначала подумать, но и в капиталистических странах. Например, в Бельгии было основано совместное советско-бельгийское предприятие по сбыту советских автомобилей, которое называлось «Scaldia-Volga». Техническая надёжность ГАЗ-21 была по достоинству оценена миллионами людьми. Это хорошо отражено и в фильмах тех лет: «Берегись автомобиля», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и многих других. 

Шли годы и молодость первой «Волги» уходила вместе с ними. Поэтому было принято решение заменить её новой моделью, которая, прежде всего, отличалась бы от предшественницы новым кузовом. Новая ГАЗ-24 «Волга» была сделана в духе моды тех лет, особенно американской – большая и неповоротливая, низкая, с угловатым, «вырубленным» кузовом. Такими как Opel Kadett B, Mercedes-Benz W114/115, Dodge Dart(II), Chevrolet Nova и Ford Falcon Standart. Именно за дизайн ГАЗ-24 назвали в народе «баржа».

Новый автомобиль смотрелся стильно и сохранил качества предыдущей модели, за что сразу же стал популярным. По традиции их использовали такси, милиция, ЗАГСЫ (если не было «Чаек»), работники министерств, старшие научные сотрудники, заслуженные деятели культуры, директора магазинов и т.д.

Однако простым людям приобрести новую «Волгу» было сложно, во-первых, из-за её стоимости (8500 рублей в начале производства и 15-16 тыс. рублей в конце) и, во-вторых, автомобиль в свободную продажу поступал очень ограниченным тиражом, купить его можно было только по специальным сертификатам. Поэтому стоимость авто на «вторичке» многократно возрастала. По этим причинам ГАЗ-24 из мечты превратилась в предмет зависти и ненависти. Это хорошо показано в культовом фильме тех лет – «Служебный роман», где машину имеет отрицательный герой Самохвалов. Однако даже такие обстоятельства не мешали продаже – автомобили находили своих хозяев.

Последней серьёзной модификацией «Волги» стала появившаяся в 1982 году ГАЗ-3102. Машину сразу же окрестили «представительской» из-за её статуса. Такой автомобиль предназначался для чиновников среднего ранга, работников КГБ и очень уважаемых людей страны, что хорошо проглядывается по фильмам тех лет – «Любовь с привилегиями», «ТАСС уполномочен заявить», «Гений», «Следствие ведут ЗнаТоКи». Однако по европейским меркам эта машина не дотягивала до своих «одноклассников» в классе. Если ГАЗ-24 было просто сложно приобрести, то ГАЗ-3102 уже невозможно; даже если такие экземпляры и появлялись на «чёрном рынке», то это были уже списанные, прошедшие капитальный ремонт автомашины, цены на которые могли доходить до 100 тыс. тогдашних рублей.

«Волга» и поныне машина легендарная и крайне известная. С самого начала производства и до развала СССР она показывала статус владельца, становилась предметом мечтаний и вожделения. Однако после краха Советского Союза это авто начало ассоциироваться исключительно с такси, и стала считаться ущербной, как и вся советская промышленность. Однако спрос на «Волгу» порождал всё новые и новые модификации уже морально устаревшей конструкции, наследуя её недостатки. Как ни странно, в 2008 году Горьковский Автомобильный завод всё-таки свернул линейку заднеприводных легковых автомобилей, сконцентрировав производство на «Газелях».

Волга, Волга: автомобиль мечты советского человека

 

Новости от автоледи

 

Авто Сударыня в помощь женщинам автомобилистам

 

Возможно вам будет интересно:

 

«Буханка»: бабушка мирового автопрома

 

 

 

 

Неизвестные автомобили СССР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите изображенное на картинке число *